Перейти на СЛЕДУЮЩУЮ СТРАНИЦУ
>>>
|
|
Академия наук СССР. Башкирский
филиал. Институт истории, языка и литературы. РАИЛЬ ГУМЕРОВИЧ КУЗЕЕВ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ БАШКИРСКОГО
НАРОДА. ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ, ИСТОРИЯ РАССЕЛЕНИЯ. МОСКВА, НАУКА, 1974. ©
Ссылка на автора обязательна! © Ответственный редактор Т.А.
Жданко. Материалы в электронном виде предоставлены Б.А.
Муратовым. СОДЕРЖАНИЕ
(указаны стр. из
книги)
О
ПРОИСХОЖДЕНИИ И ИСТОРИИ РАССЕЛЕНИЯ ПЛЕМЕНИ ЮРМАТЫ
36. История расселения
37.
Этническая история
Происхождение
и этническая история племени Юрматы привлекает исследователей в связи с
башкиро-мадьярской проблемой. Возникновению и развитию этой проблемы, кроме,
упомянутых противоречивых сведений средневековых арабо-персидских и
западноевропейских источников, в немалой степени способствовали параллели в
родоплеменной этнонимии башкир и древних венгров. Константином Багрянородным
среди семи венгерских племен эпохи завоевания родины (IX—X вв.) названо племя
Γερματου
[1934, гл. 40). Следы этой этнонимии сохранились «в многочисленных
названиях населенных пунктов» современной Венгрии (Nemeth, 1966, стр. 8). Многие
исследователи считают, что племя Юрматы (древневенг.: Gyarmot, Gyormot, Gyurmot, Gyermat) по происхождению угорское;
точнее, предки юрматынцев — древние венгры, которые в эпоху средневековья
(XIII—XIV вв.) подверглись тюркизации (Мольнар. 1955, стр. 115). В последние
годы появились новые взгляды на происхождение этнонима и его носителей. По мнению В. Ф. Генинга, в основе
этнонима юрматы (и соответственно юрми) лежит этнооснова юр самодийского происхождения (Генинг,
1967, стр. 73-75) . Сформулирована также гипотеза о сармато-аланских корнях,
как этнонима, так и самих юрматынцев (Гордеев, 1969, стр. 165; 1969а, стр.
11). В 1962 г. в совместной статье с Т. М. Гариповым (Гарипов,
Кузеев, 1962,. стр. 341) мы допускали возможность заимствования этнонима
юрматы «из угорских языков», хотя не подвергли сомнению идею о тюркском
происхождении самого племени. Венгерские лингвисты, интерес которых к
проблеме Ungaria Major в
последние годы вновь заметно повысился, этимологию слова юрматы возводят к
тюркскому корню, хотя не считают, что изыскания в этом направлении
завершились (Ligeti,
1964, стр. 234). К более определенным выводам пришел академик Д. Немет:
этноним юрматы, пишет он, «происходит из того же тюркского языка с чувашским
отпечатком, из которого происходят остальные наши заимствования из
древнетюркского языка» (Nemeth,
1966, стр. 19). Ниже мы убедимся, что это очень важный вывод. Попытаемся
подойти к решению вопроса об этнической принадлежности племени юрматы в свете
историко-этнографических данных. Во
всех сохранившихся юрматынских шежере
(БШ, стр. 27— 29,
173—174; Мирасов, 1927,
стр. 4—5) генеалогия
и древняя история племени неизменно
связываются с тюркским
миром. Одна из родословных возводится к библейскому родоначальнику
тюрков Яфесу и его сыну Тюрку, а далее следует имена: Тутек, Илжэ, Бакты,
Кийек, Илтэзэр, Ильбарыс, Юлбарыс, Акъегет, Сулун, Дэрбэш, Хамат, Амат, и,
наконец, Юрматы. В другом шежере Юрматы-бий показан родным братом Бурзяна
(БШ, стр. 174). Сами по себе шежере, конечно, ничего не доказывают. Однако
напомним: все исследователи, которые считают юрматынцев тюркизированными
уграми, относят решающий этап их тюркизации к XIII — XIV и даже к XV вв. Но
после встречи мадьяр с монахом Юлианом в XIII в., который говорил с
соотечественниками на венгерском языке (ИА, 1949, стр. 81), потребовалось бы
не менее столетия-двух, чтобы их потомки полностью забыли язык предков и
главное утратили всякие воспоминания о былой этнической принадлежности. Между
тем, в самом старом шежере племени Юрматы, написанном в первоначальном
варианте в середине XVI в. (БШ, стр. 177 — 178), нет никаких намеков на
угорские (древнемадьярские) или вообще нетюркские этнические связи
юрматынцев, хотя описание событий из истории племени начинается в нём с XIII
— XIV вв. Напротив, в юрматынских шежере имена древних предков в генеалогиях
обычно соответствуют антропонимии старотюркских преданий и мифологии (ср. БШ,
стр. 27—29; Рашид ад-дин, 1952, >стр. 76; Кононов, 1958, стр. 39 — 40) или
же отражают имена реальных исторических личностей средневекового Поволжья.
Так, на реках Зай и Шешма юрматынцы «пребывали под властью ханов Амата,
Самата» (БШ, стр. 31), «кочевых ханов » XIV в., упомянутых также в анонимном
сборнике XVII в.
«Дафтар-и Чингис наме» (Усманов,
1972, стр. 113). В
конце XIX в. П. С. Назаров, одним из первых изучивший местные исторические
предания, высказал убежденность в том, что некоторые имена из башкирских
генеалогий восходят к булгарской ономастике (Назаров, 1890, стр. 7).
Применительно к юрматынцам это наблюдение является весьма вероятным и
заслуживает специального изучения (см., например, Ильбарыс, Юлбарыс. Дэрбэш —
в юрматынском шежере и булгарские имена Барас или Барс у Ибн-Фадлана;
Ковалевский, 1954, стр. 16; имя Дарваш на булгарских эпиграфических
памятниках; топонимы Дербишево, Дербешка — в Прикамье и в Башкирии). Особое
значение в этом плане имеет установленный выше факт расселения юрматынцев в
XIII— XIV вв. на юго-восточных границах булгарской территории. В
изучении связей юрматынцев с булгарами неожиданно большую роль может сыграть
этническое родство племен Юрматы и Юрми. Этноним юрми (в форме ерми)
перечисляется среди названий «древних родов» дунайских болгар: согласно
славяно-болгарскому пленнику, некий Гастун «из рода Ерми… был наместником 2
года» (Куник, 1878, стр. 128). Есть и другой важный для нас источник. Это
надпись на колонне IX в., найденной во время раскопок близ древней столицы
дунайских болгар города Плиски (Успенский, 1905, стр. 192). Надпись сделана
греческими буквами и четвертое слово текста, указывающее на родовую
принадлежность лица, в честь которого воздвигнута колонна, читается ермиарис (ερμιάρης).
Уже автором раскопок Ф. И. Успенским это название было сопоставлено с
этнонимом ерми из
славяно-болгарского именника, установлено, что они «совершенно совпадают» и
что это название одного из тех пяти племен, «генеалогия которых идет в
глубокую даль болгарской истории» (Успенский, 1905, стр. 215). «Глубокая
даль» этой истории могла уходить в Приазовье, где протекала история великих
болгар. Есть основание думать, что великоболгарское племя Ерми было
представлено не только на Дунае, но и в Волго-Камье. Кроме башкирской
родоплеменной этнонимии (племя Юрми), доказательства этому можно найти в
составе чувашских языческих имен с аналогичной основой: Юрмекей, Юрмет.
Весьма показательно, что имя Юрмекей В. К. Магницкий упоминает в числе
«тавраш», т. е. чувашских языческих родовых фамилий (Магницкий, 1905, стр. 10). Итак,
образуется интересная цепь аналогии: великоболгарское и дунайскоболгарское
племя Ерми, чувашская родовая фамилия Юрмекей, башкирский племенной этноним Юрми. Эти наблюдения придают
исследованию этнической принадлежности раннесредневековых юрматынцев новое
направление, которое возможно дополнить данными топонимики, фольклора и
сопоставительным анализом некоторых явлений культуры. Древние этнические
контакты предков юрматынцев с волжскими булгарами подтверждаются, в
частности, материалами по оронимии и гидронимии с юрматынской территории на
Урале. Названия гор Тура-тау (Бог-гора или Гора-святилище), Курман-тау
(Укрепленная гора), рек — Эсэм (сим — древний напиток чуваш), Уран (лощина,
русло реки; то же на башк. -татарск. — uz’e’n) прозрачно этимологизируются, как показал еще Н.
И. Ашмарин, с позиций болгарского и чувашского языков (Ашмарин, 1902, стр.
51—66). Архаические памятники устного народного творчества юго-восточных
башкир (например, кубаир «Ай Уралым, Уралым») находят неожиданные и в то же время
поразительные параллели в булгарском фольклоре (МК, 1960, стр. 103; Харисов,
1954, стр. 55—56). По-новому звучат наши прежние выводы об обширной зоне
общности в древних слоях культуры башкир, чувашей и татар, сделанные на
материалах народного 'искусства и орнаментики (Авижанская, Бикбулатов,
Кузеев, 1964, стр. 242 — 243). Ряд сходных элементов в изобразительном
творчестве башкир и татар непосредственно объясняется их общей булгарской
основой. Проиллюстрируем это примером: А. П. Смирнов к «специфически
булгарским» изделиям относит серебряную ладанку (капторга), украшенную
изящным орнаментом в виде трилистника (Смирнов, 1951, стр. 122, табл. IV,
рис. 71). Орнамент этого типа унаследован от булгар казанскими татарами.
Юго-восточные башкиры вплоть до XIX в. сохранили не только орнамент, но и
форму предмета с композицией рисунка. Башкирские кожаные охотничьи подвесные
сумки (kаптырFа, qapti’rgha) формой и тисненым
орнаментом в точности копируют булгарские ладанки (Авижанская, Бикбулатов,
Кузеев, 1964, стр. 195, 198; табл. XXXI). Истоки орнамента-трилистника уходят
в глубь веков и теряются где-то в степях Средней Азии и в предгорьях Алтая,
однако к башкирам он проник и распространился через булгарский мир.
Аналогично происхождение старинных женских головных уборов башкир, имеющих
ближайшие параллели у чувашей (Шитова, 1968). В
башкирских преданиях о юрматынцах и юрмийцах также улавливаются сюжеты,
свидетельствующие о присутствии булгаро-чувашских мотивов в этнической
истории этих племен. В северной Башкирии записано сказание о борьбе башкир с
народом Юрми (юрми халkы, yurmi khalqi’),
которые происходили «из черемисов или чувашей[1].
Горные башкиры в прошлом нередко называли юрматынцев «черемисскими башкирами»
(сирмеш
башkорты, sirmesh bashqorti’)[2], т.е.
считали их принадлежащими генетически к иноязычному Волго-Камскому финно-угорскому
миру народов, к которым они, естественно, относили и чувашей. В то же время остается твердо
установленной этнонимическая параллель древневенгерского Gyarmot и башкирского Юрматы
(ср. чув. языческое имя Юрмет, Магницкий, 1905, стр. 96).
Эти параллели могли возникнуть только на основе реально существовавших в
прошлом этнических связей между мадьярскими и башкирскими племенами. Но они,
эти связи, могли быть прямыми или опосредованными; в настоящее время это
трудно установить, так как в этнонимические сопоставления вовлекаются
родоплеменные названия нескольких народов: башкир, чувашей, болгар, венгров,
в ранней этнической истории которых еще очень много лакун. Но в последнее
время накопление идей и материалов в этом направлении идет довольно активно. Долгое
время, например, было загадкой присутствие в составе племени Юрматы рода
Мишар. О
поздней инкорпорации в состав племени на правах рода татар-мишарей говорить
не приходится, так как к моменту присоединения Башкирии к Русскому
государству мишар-юрматынский род, судя по историческим преданиям и другим
источникам, уже существовал (БШ, стр. 173). Кроме того, отлично
мишар-юрматынских тамг от общеюрматынских (табл. 1) е может не наводить на
предположение об иных, не юрматынских истоках происхождения рода. Еще в 1929
г. С. П. Толстов выдвинул гипотезу о мадьярском этногенезе мишарей и
преемственной связи этнонимов мишар и мадьяр (Толстов, 1929, стр. 158). Эта
идея на антропологическом материале получила поддержку Т. А. Трофимовой
(1949, стр. 240), а на основе историко-этнографических изысканий — Р. Г.
Мухамедовой, которая считает, что этноним мишар является закономерным
развитием средневекового этнонима мажар (можар) (Мухамедова, 1972, стр. 13).
Признавая солидность аргументации общей идеи, заметим, что новейшие
этимологические экспертизы позволяют внести в нее некоторые любопытные
дополнения и уточнения. Ко времени завоевания
венграми родины исследователи отмечают три слова из семейства madyar в разных значениях: mod’er — в значении страна мадьяр; mod’ar — в значении антропонима
(имени вождя); med’er — в этнонимическом значении, так называлось одно из древневенгерских
племен (Lotz,
1956, стр. 679— 680). Таким образом, мы видим здесь два корня: mod, относящийся к стране или к
венграм в целом, и med, —
основу этнонима одного из крупных племен, по имени которого впоследствии
получила название вся народность (ИВ, 1971, стр. 93). Подчеркнем, что, по
мнению лингвистов, убедительно доказывается угорский корень взаимосвязанной
основы mod’ — med’, так как эквиваленты им находятся во всех
угорских языках (Lotz,
1956, стр. 681). Как могло происходить развитие угорской этнонимии в условиях
Поволжья и Приуралья? На этот вопрос можно найти ответ в исследовании Д.
Немета, который также различает формы modyar и modyer. Развитие обоих
вариантов, по словам Д. Немета, «мы наблюдаем в древней России». Из варианта modyar, который имел
древневенгерскую форму možer (соответственно — можар,
мажар), из варианта medyer развивается mežer и далее mi(š)žer и mišar (Nemeth, 1966, стр. 17-18). Из
сказанного мы можем сделать некоторые заключения. Во-первых, топонимы с
основой можар, мажар, известные также и на территории Башкирии, не находятся
в прямой связи с этнической историей мишарей и с происхождением их этнонима.
Более вероятным является предположение, что топонимы с этой основой оставлены
населением угорского или финно-угорского происхождения, часть которого
оказалась в составе мадьярского союза. Трудно также согласиться, с попытками
связать топонимы с основой «маджар», распространенные в эпоху позднего
средневековья на Северном Кавказе и в Средней Азии, с этнонимом мадьяр.
Очевидно, действительно, мы в данном случае имеем дело с этнонимическими
созвучиями (Волкова, 1972, стр. 42; Ртвеладзе, 1972, стр. 155) и реальное
значение многочисленных этнонимов, топонимов и антропонимов с основой
«маджар», известных в тюрко-монгольском мире эпохи средневековья, еще
предстоит, раскрыть. Во-вторых, этнически к одному из древних угорских племен
мадьярского союза восходят своим происхождением мишари, этноним которых также
имеет угорско-мадьярскую основу. В-третьих, башкиры рода мишар-юрматы
являются далекими потомками оторвавшейся от
племени medyer
группы древних венгров и влившейся в состав племени Юрматы. Время мадьярской
инкорпорации
в состав юрматынцев установить трудно, но, судя но историческим преданиям и
другим косвенным данным, это произошло сравнительно поздно, во веяном случае
незадолго до миграции племени Юрматы с западных земель на Урал. Однако
исторически это вполне объяснимо. Не будем забывать, что Юлиан застал венгров
на Волге еще в XIII в. и, следовательно, завершение ассимиляции венгерских
групп в тюркской среде могло относиться лишь к XIV—XV вв. Итак, основные
моменты из этнической истории племени юрматы — расселение в XIII—XIV вв. в
восточном Закамье в ближайшем соседстве от волжских булгар, этническое
родство с великоболгарским родом Ерми, пребывание рода Юрми в составе
приазовских и дунайских болгар, булгарская оронимия и гидронимия на новой
южноуральской территории юрматынцев. параллели в материальной и духовной
культуре и, наконец, происхождение этнонима “юрматы” на базе
булгарско-чувашского языка — дают основание выдвинуть идею о древнетюркском
происхождении этнической основы юрматынцев. Второй вывод, вытекающий из
тождественности башкирского и древнемадьярского этнонимов, присутствия в
составе племени рода мишар-юрматы заключается в том, что юрматынцы пережили
этап этнического общения и смешения с уграми — предками венгров. Вопрос о
принадлежности древних юрматынцев к собственно булгарам мы оставляем
открытым. Имея в виду расселение юрматынцев в XIII в. на периферии основной
территории Волжской Булгарии, сформулируем наше заключение более осторожно:
средневековые юрматынцы — угрозированные тюрки, вместе с булгарами
переселившиеся в свое время из Приазовья на Волгу. О последнем
свидетельствует история племени Юрми (Ерми), которое, очевидно, разделилось в
период пребывания болгар на юге: часть юрмийцев ушла на запад, на Дунай, остальные
вместе с родственным племенем юрматы (если под этими этнонимами не
подразумевается единое образование) последовали на Волгу. ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ПЛЕМЁН
БОРЗЕН, УСЕРГАН И ТАНГАУР
Территория
племен борзен, усерган и тангаур на Южном Урале образует единый массив, лишь
в западной части несколько нарушаемый кыпчакскими поселениями. Историческая
судьба этих племен, по крайней мере на обозримом для наших источников
периоде, всегда была тесно переплетена. Этнические
связи племён Борзен, Усерган и Тангаур со Средней Азией и Приаральем
Древние предания племен усерган,
тангаур и борзен связывают их первоначальное местопребывание до переселения
на Урал с долиной Сырдарьи и Приаральем. «Прадед башкирского народа» Муйтен,
— рассказывает усерганское шежере, — жил «со своим родом на Сырдарье». Внуков
родоначальника борзен Борзен-бия звали Арал-бий и Урал-бий: Урал-бий
перекочевал в долину р. Яик, Арал-бай остался па старой родине и вместе
собратьями Апэком и Бускыном кочевал «в восточных степях... вокруг Аральского
озера» (Мирасов, 1930, стр. 73)[3].
Эти повествования перекликаются с многочисленными сказаниями юго-восточных
башкир о переселении их предков на Урале Сырдарье или с берегов легендарного
моря Мбуф (варианты Уф, Уп, Муф), которое ассоциируется сказителями с
Аральским морем[4].
Предание о переселении гласит: «В те далёкие времена предки башкир жили на
Сырдарье, они но велению судьбы вынуждены были покинуть свою прежнюю родину.
Однако башкиры заблудились в безбрежных степях; когда их гибель казалась
неизбежной, в некотором отдалении от кочевников появился волк. Волк не
подпускал к себе людей, но и не покидал их, все время держась в некотором отдалении
от них. Тогда аксакалы сказали: «Следуйте за волком; пусть волк будет вашим
предводителем (ырыубашы —
предводитель рода. — Р. K.)». Предки башкир шли много дней и много ночей за
волком. Если волк шел, шли за ним и люди; если волк останавливался, останавливались
и люди. Когда «ни дошли до Уральских гор, волк неожиданно исчез. И поняли
аксакалы, что, горы Урала, плодородные его долины и степи станут новой
родиной башкир»[5]. В
аналогичных сказаниях всегда превалирует главная идея: усерганы, тангауры и борзене
приобрели новую родину благодаря волку — тотему-покровителю древних башкир. Волк как тотем занимал большое
место в мифологии древних тюрков и монголов Центральной Азии и Восточной
Европы. В тюрко-монгольской мифологии волк выступает в качестве прародителя и
покровителя всех тюрков и монголов (Потанин, 1899, стр. 29; Кононов, 1947,
стр. 47; Гумилев, 1959, стр. 105; Артамонов, 1962, стр.-103). С. П. Толстой,
обобщивший огромный материал по тотемизму тюрко-монгольских народов, пришел к
выводу, что образ «голубого» или «небесного» волка является «древнейшим
пластом в средне- и центральноазиатском тотемизме», в котором волк выступает
как предок «целого ряда народов Средней и Центральной Азии» (Толстов, 1935,
стр. 15). Особенный интерес для нашей темы
представляют аналогичные сюжеты в огузском и туркменском фольклоре. По
заключению В. В. Радлова в цикле легенд о мифическом прародителе туркмен
Огуз-кагане «голубой волк — Ko’k
bo’ri» выступает как путеводитель
и покровитель тюрков. В сказании об Огуз-кагане имеются строки,
вызывающие ассоциации с башкирским преданием: «...и увидел [Огуз-каган], что
в его войске снует туда и сюда сивошерстный, сивогривый волк, служа ему.
Следуя за этим волком, двинулись все они далее. По прошествии нескольких дней
остановился этот сивошерстный, сивогривый, высокий волк, и Огуз со своим
войском тоже остановился...» (Радлов, 1893, стр. 24). Отзвуки этого сюжета до
сих пор существуют в фольклоре туркмен: Т. А. Жданко записала легенду о
переселении туркмен из низовьев Сырдарьи на юго-запад, к Теджену и Атреку,
под предводительством собаки (Жданко, 1971, стр. 162). Для сравнения приведем
еще одно башкирское предание: «В незапамятные времена очень сильный
туркменский хан (вариант: могущественный Огуз-хан) победил и поработил всех
башкир. Хан взял в жёны четырех башкирских девушек, но лишь пятая
забеременела. И хан сказал: если родится сын, то возвращу башкирам свободу.
Ханская жена-башкирка родила сразу двух сыновей. Ушли башкиры из-под власти
хана, но где-то в безбрежных песках (варианты: в песках Туркмении; в песках
около Бухары) потеряли дорогу. Тогда-то перед ними явилось удивительное
животное. Не то волк, не то собака.
Шли башкиры за животным три месяца. Наконец, пришли к большой реке; тут зверь
и пропал»[6]. Упоминание Огуз-хана, Бухары,
Башкуртских гор, Туркмении, туркменских ханов, волка или собаки является
обычным для исторических повествований юго-восточных башкир. Замечание же В.
В. Радлова и новые материалы по историческому фольклору привлекают внимание
тем, что в башкирских этногенетических преданиях волк (иногда собака), как и
в огузо-туркменском фольклоре, выступает в роли путеводителя и покровителя
древних башкир. В целом предания юго-восточных башкир о волке, как
тотеме-путеводителе и покровителе, наиболее близки к аналогичным сюжетам в
огузской мифологии. До недавнего времени у алтайских
тюрков, якутов, бурят а также у туркмен, узбеков, казахов, татар и других
народов сохранялись многочисленные поверья и приметы, связанные с волком (Толстов, 1935, стр.
12—15; Потапов, 1958, стр. 136-140; Потанин, 1916, стр. 171, 172; Насыров,
1880, стр. 266; Карпов, 1929а, стр. 56). Характерной чертой «культа волка» у
тюркских пародов являются представления, рисующие волка как защитника от
всяких несчастий (болезней, сглаза и т. д.) и покровителя рода. Волк оберегал благополучие и
само существование рода, а позднее — выступал «тотемом-покровителем»
отдельной семьи. В этнографических материалах по
юго-восточным башкирам роль волка
как тотема-покровителя выступает весьма явственно. Ёщё в начале XX в.
сохранялся обычай закапывать под порог строящегося дома волчий череп или же
волчью шкуру. Делалось это, по словам информаторов, чтобы оградить род, семью
от злых сил, чтобы «род и семья благоденствовали и размножались»[7].
Широко был распространен обычай ношения амулетов из волчьих зубов или клыков.
Амулеты вешали в виде ожерелья на шею детей, привязывали к колыбели или
нашивали на детскую одежду от «сглаза». «От исцеления болезни, — писал в
XVIII в. В. Н. Татищеву капитан Г. И. Стрижевский, — башкиры привязывала на
шею или к рукам, идя к ногам волчьи зубы» (1909, стр. 173). Еще несколько
десятилетий назад юго-восточные башкиры лечила туберкулез волчьей желчью, а
многие другие болезни — отваром волчьего мяса или волчьих когтей[8].
Почитание волка как тотема-покровителя нашло отражение в этнонимии (род волка
в составе усерганов, подразделения волк — в составе многих племен), топонимии
(на усерганской территории четыре населенных пункта Bashbu’re или Bu’rebash — Волчья голова), ономастике
(мужское имя Bu’rebay). Юго-восточные башкиры более
отчетливо, чем другие народы, сохранили пережитки древних тотемистических
представлений о происхождении тюрков от волка. Это хорошо иллюстрируется
народной этимологией этнонима 6ашkорт. Усерганы и тангауры связывают
происхождение этнонима с упомянутым преданием о переселении предков под
предводительством волка с Сырдарьи на новую родину. В соответствии с
преданием этноним расчленяется на слова баш 'голова' и kорт или Fорт — на юго-западных (огузских)
языках 'волк' (в умысле: башы kорт 'во главе с волком' или 'волчья
голова')[9]. Итак,
историко-этнографические материалы свидетельствуют о центральноазиатских
истоках этнической истории племен усерган, тангаур и бурзян. Этногенетические
сказания этих племен возводят древнейших предков к легендарной эпохе, когда
на знамени «древнего тюрка» Ашина в Центральной Азии красовалось изображение
головы волка. Захваченные волной кочевников, хлынувших в первой половине и в
середине I тыс. н. э. на просторы Западной Сибири и Средней Азии, предки
башкир перекочевали и в течение нескольких столетий пребывали на обширной
территории, включающей течение Сырдарьи, прилегающие с севера и юга степи, а
позднее — обширные районы Приаралья.
|
[1] Научный архив БФАН СССР, ф. 3, оп.
12; д. 12, л. 138.
[2] Полевые записи 1957 г., стр. 81.
[3] Некоторые варианты
преданий:
а) «В
очень давние времена в некоем городе Макине у Белого [Аральского] моря жил хан,
у которого была красавица дочь Кулямялек-Курклык. Отец спрятал ее от
посторонних глаз в темнице, где она забеременела от солнечных лучей. Тогда
рассерженный хан посадил ее в серебряную лодку, которая затерялась в Аральском
норе. Лодку увидели деды бурзян и тангауров и еще с берега поделили между собой
добычу; лодка достанется бурзянскому батыру, а то, что в лодке — тангаурскому.
Выловив лодку, батыры увидели в ней ханскую дочь. Батыр тангауров женился на
красавице и от них пошло племя тангауров (Полевые записи 1953 г., стр. 245 —
246). Аналогичный сюжет записан у казахов, см.: Потанин, 1916, стр. 46; о
проникновении сюжетной линии предания в татарскую письменную традицию см.:
Усманов, 1972, стр. 108);
б)
«Тангауры когда начиналась и история, жили на Сырдарье. Там они собрали войско,
чтобы прогнать с Урала северный народ, который не пускал башкир на их новую
родину» (Полевые записи 1953 г., стр. 106];
в)
«Предки урман-тангауров пришли из Бухары. Деды наши кочевали у подножья гор,
которые и сейчас называются Башкирскими» (Полевые записи 1953 г., стр. 116 —
117);
г)
«Около Бухары жили четыре брата: Туркмен, Найман, Башкорт и Таджик. Тесно стало
братьям, и Башкорта вытеснили с тех земель; он ушел на Урал» (Полевые записи
1958 г., тетрадь 1, стр. 38)
[4] Научный архив БФАН СССР,
ф. 3, оп. 12, д. 292, л. 12.
[5] Предание рассказывается во многих,
но сходных вариантах. Исключение составляет легенда о происхождении рода полк
племени усерган: «Молодой охотник из племени усерган встретил во время охоты
волчицу и хотел убить ее. Но волчица сказала человеческим голосом: «О, юноша!
Возьми меня за хвост и ударь об землю». Охотник так я сделал, и волчица
обернулась красивой девушкой. Юноша женился на ней. Соплеменники, возмущенные
нарушением законов племени, прогнали юношу и его молодую жену-волчицу.
Девушка-волчица знала дорогу в страну, где им предстояло жить. Они шли долго, и
пришли на Урал. Здесь их потомство до сих пор зовется родом волка (bu’rele’r toqomo). Жилет оно в деревнях Bashbu’re, Urtabu’re, Haqmarbu’re и в других» (Научный архив БФАН
СССР, ф. 3, оп. 21, д. 6, стр. 242).
[6] Научный архив БФАН СССР, ф. 3, оп.
21, д. 6, стр. 242; Полевые записи 1953 г., стр. 186, 260—261.
[7] Научный архив БФАН СССР, ф. 3, оп.
23, д. 5, стр. 254.
[8] Научный архив БФАН СССР, ф. 3, оп.
47, д. 1—2, стр. 121-122.
[9] Характерное предание этого цикла:
«Усерганы и древности жили в теплых краях: во время перекочевок им встретился
волк. Гонят волка, но он не уходит. Если люди останавливались, волк тоже; когда
люди шли дальше, волк — с ними. Так шли и шли, но однажды заблудились в песках
пустыни. Тогда волк своим воем дал знать людям, куда идти. Идя вслед за волком,
усерганы. нашли дорогу. Волк стал этим людям главой (баш — предводителем).
Этого волка они назвали bashbu’re. В те времена усерганов волка
называли словом kорт, qort. Поэтому и волка стали называть башkорт. Постепенно и самих усерганов
стали называть башkорт’ами» (Научный архив БФАН СССР, ф. 3,
оп. 21, д. 6, стр. 242).
При
использовании любых материалов с этого сайта
ссылка на Shejere.narod.ru обязательна! ©
башkортса | in english | на русском. Написать
письмо: suraman@narod.ru