ШЕЖЕРЕ ПЛЕМЕНИ УСЕРГАН[1]

 

См. Кузеев Р.Г. Башкирские шежере. Башкортостан, Уфа, Башкнижиздат, 1960, стр. 84-87, 200-201. В электронном виде материалы предоставлены м.н.с. ЦИЯНО АН РБ Гариповой Ф.Х.

 

 


1. Милостью могущественного бога

2. Описываю я племена

3. Прошли [времена] детей Адама,

4. Наступила эпоха Чингисхана.

5. Прадед башкирского народа

6. Сын бия Ток-саба,

7. Муйтен его имя[2],

8. Всевышний создал его знатным

 

 

9. Славлю его:

10. [Бог] создал его стройным,

11. Был [он] львом среди мужчин,

12. Человек, увидевший его лик,

13. Почитал его;

14. Пусть бог во всем будет

милостив к нему,

15. Он сделал род свой знатным.

16. Когда жил, он был известным,

 

 

17. Таков дар, данный ему богом,

18.   Доброту его мужественного

сердца

19. Почитал народ.

20. Имел он богатство,

21. Конь его был из аргамаков,

22. Взял [жену] он из знатного рода.

23. Пять пар верблюдов он

нагрузил [подарками],

24. Ездил он к Чингиз-хану.

 

 

25. Хан оказал ему почести,

26. Посадил его рядом с собой.            ^

27. Получил он похвалу от хана,

28. Визиром сделал его [хан]  за

жизнерадостность.

29. Во всем  он угождал падишаху

30. Украшал его окружение,

31. Оказывал ему много почестей

и уважения,

32. Если [хан] говорил пой – [он]

пел,

 

 

33. Если просил рассказывать —

рассказывал,

34. Каждое желание [хана] он

исполнял.

35. Вернувшись оттуда, Муйтен-

бий

36. В своей стране был бием.

37. Теперь о детях Муйтена...[3]

38. Его дети [т. е. потомки

вообще]

39. Разделились на разные роды.

40. Сын Муйтена Усерган,

 

 

41. Его род был многолюден.

42. В то время четыре волости

43. Назывались Усерганскими[4].

44. Сын Усергана Шигали,

45. Попона его лошади [была] из

отличного сукна,

46. Умирая, свой род

47. Благословил он святой

молитвой.

48. Его сын Бэзэк-бий,

 

 

49. Угощения его богаты,

50. Справляя многочисленные

празднества,

51. [Бэзэк] бий получил от хана

перстень.

52. Его сын Джурек-бий,

53. Быстрый   конь, терпеливый

бий,

54. Подданных своих не давал

55. [В обиду] врага, вольный

бий.

56. Его сын Урал-бий,

 

 

57. Имя своего деда

58. И он взял [в качестве] урана[5].

59. Его сын Тулубай,

60. Похож он на Сулеймана с

Юсуфом,

61. И он был великим бием.

62. Его сын Уралбай,

63. Обед у него обильный [досл.

скатерть его, как улица]

64. Тело его жирное,

 

 

65. Если он ляжет, то не может встать.

66. Его сын Кара-Буга-бий,

67. Все святые вселенной

68. Дали ему благословение.

69. Его сын Карагач-бий,

70. Подчинялись ему все бии.

71. Его сын Сарыбаш-бий,

72. Всем ханам равный бий.

 

 

73. Его сын Байгужа,

74. И он был большим хозяином.

75. Его сын Казаксал,

76. На спине его было четверть

аршина сала.

77. Его сын Каръяу,

78. Слава [о нем] распространилась

на весь мир.

79. Его сын Тугмат-тархан[6],

80. И он известный храбрец

[досл, лев],

 

 

81. Имя его было Тукумбет,

82. Всем царям он известен,

83. Власть его очень велика,

84.Пусть место его будет в раю!

85. Его сын Ишбирдэ,

86. И он угрожал русским,

87. Подняв знамя на плечо,

88. Он кликнул боевой клич

[доел, свой уран].

 

 

89. Его сын Кутлы-Кэдэм,

90. И он человек с именем,

91. Без омовения на этом свете

92. Он не ставил стопу на

землю.

93. Его сын Тэбсэк — меткий

стрелок,

94. Он .... брал добычу.

95. Его сын Джумакай,

96. Стада его пас один катай[7],

 

 

97. Он [Джумакай] имел огромные

богатства,

98. [Стада его] кишели как рыба

[и реке].

99. Его сын Кужанак,

100. Копил он молото, серебро.

101. Когда отдавал закят от скота,

102. Не знал счета своим табунам,

103. В уме он считал

104. Около 90 тысяч [голов

скота][8].

 

 

105. У него есть восемь сыновей:

106. Первый Акбулат,

107. Подпоясывался он золотым

поясом,

108. В ножках настоящая булатная

сабля.

109. Второй сын Исхак,

110. Третий сын Исмагил,

111. И они меткие стрелки,

112. В разговоре они красноречивы.

 

 

113. Четвертый сын Кадыр,

114. Прошел он семь стран,

115. Если найдется еще такой

человек,

116. Скажете, что это пророк

Хузур,

117. Положение его [всем]

известно,

118. Он птица большого полета

119. Он и кантон, и майор,

120. Посмотреть бы [сейчас] на

его почет[ное положение].

 

 

121. Пятый сын Габдулла,

122. Чином он был есаул,

123. Почитали его

124. В какой бы деревне ни

увидели.

125. Шестой сын Мэхди,

126. [Успехи] в делах у него были

средние,

127. За Яиком лежит [его кочевка],

128. [Конь] его скакал рысью.

 

 

129. Седьмой сын Кинзябулат,

130. К нему невозможно

подойти,

131. Виски у него узкие,

132. А злоба его большая,

133. Язык его злословит.

134. Восьмой светоч религии,

135. Имя его мулла Хисаметдин,

136. С языка его льется коран,

 

 

137. Слова его словно мед,

138. Да вознаградит его бог,

139. От меня им

благословение

140. Подарком всем родичам

141. Являются потомки

Тукумбета.

142. Сыновей майора  Кадыра

143. Было всего шестеро,

144. Расскажу я об их заслугах,

 

 

145. Кто из них кем был.

146. Габдэль-Гафар офицер,

147. Отправился в вечный путь,

148. Поэтому для этого человека

149. Хвала получилась

короткая.

150. Второй сын Сагди,

151. И он был офицером,

152. Он выделялся среди других

людей,

 

153. [Но] и он покинул этот мир.

154. Шарафэтдин — третий [сын],

155. Он как леопард [смелый]

офицер,

156. Его храбрость беспредельна,

157. В те времена, когда жили

они,

158. Юрт [г. е. страна] не оставалась

без предводителей.

159. Четвертый сын Рустэм,

160. Его кишки заплыли

жиром

 

 

161. Помощником [кантонного

начальника] назначили

162. За верность его мыслей.

163. И он был офицером,

164. Богатства его были

огромны,

165. Потом яд смерти [подобрался

и к нему]

166. И час смерти настал.

167. Пятый [сын] Абэль-Гата,

168. Какой же у него чин?

 

 

169. Получил он от многих

благословение

170.  Да вознаградит его бог.

171. И он взял свою долю,

172. Эполеты надел из серебра.

173. Мундир [надел] с галунами,

174. Изящный как райская

одежда.

175.  Шестой [сын] Муллагул,

176. На этом свете нет у него

заботы,

 

 

177. Со слезами на глазах

178. Он смотрит в сторону мечети[9].


 

См. Кузеев Р.Г. Башкирские шежере. Башкортостан, Уфа, Башкнижиздат, 1960, стр. 84-87, 200-201. В электронном виде материалы предоставлены м.н.с. ЦИЯНО АН РБ Гариповой Ф.Х.

 



[1] Племя Усерган — одно из самых крупных в южной Башкирии. Интересной особенностью шежере этого племени является его стихотворная форма. В этом отношении данное шежере до настоящего времени единственное в своем роде. Вероятно, составление родоплеменных генеалогий в форме стиха у кочевников-башкир было обычным явлением, но большинство этих памятников, памятников устно-поэтического творчества не дошло до нас. Шежере в форме стиха легче заучивалось и с меньшими искажениями передавалось из поколения в поколение. Время от времени к шежере прибавлялась родословная современников. В публикуемое шежере включены имена усерганцев, живших во второй половине XIX в.

[2] Муйтен, сын Токсабы, считается родоначальником не всех башкир, а только башкир племени Усерган. Упоминание о Муйтене в шежере (Bashqort halqibabasi) весьма интересно с точки зрения древних этнических связей башкир-усерганцев. Башкирское племя Усерган во второй половине I тысячелетия нашей эры в этническом отношении было связано с племенем Муйтен, наиболее древним этническим пластом в составе каракалпакского народа. Муйтены занимали территорию по побережью Аральского моря и некоторые острова. На наличие древних этнических связей башкир племени Усерган с приаральскими муйтенами, помимо сходства этнонимов (Муйтен), указывают многочисленные предания и легенды южных башкир, в которых Средняя Азия и Приаралье фигурируют как древние места их поселений. Кроме того, на древние этногенетические связи башкир-усерган с муйтенами указывают сходство тамг, некоторых названий родов и родовых подразделений и т. д. В конце I тысячелетия нашей эры часть муйтенов в составе печенежских племен могла переселиться в Восточную Европу, где они позднее приняли новое племенное название, согласно шежере, по имени сына МуйтенаУсергана.

[3] Вступительная часть шежере имеет несколько условное значение. Она имеет целью подвести читателя к Усергану, от которого и начинается описание действительной родословной усерганского племени. Основной смысл вступления заключается в том, чтобы воспеть Муйтена, легендарного родоначальника усерган. В представлениях башкирской родоплеменной аристократии тех времен, да и не только аристократии, но и рядовых башкир, все великое, могущественное связывалось  с  Чингиз-ханом.

[4] В XVIII в. (тем более раньше)  племя Усерган состояло из четырех родов: Сураш (Surash), Аю (Ayiu), Бишей (Bishey) и Шишей (Shishey). В то же время в XVIIXVIII вв. усерганцы жили в пределах четырех административных волостей, которые в основном совпадали с родовым делением.

[5] Уран    (oran) — боевой   клич. Свой уран имело почти каждое башкирское племя. У башкир, как и у других кочевых народов, уран является атрибутом былой военно-феодальной  системы. Ураном усерганцев стало имя их легендарного предка Токсабы. Кстати, часть кыпчакских родов в качестве урана также выбрали имя Токсабы.  Известно, что Токсаба — одно из крупных куманских (кипчакских) племен.  Возможно, что племя Усерган, находившееся некогда в военном союзе с кыпчаками, заимствовало у них этот уран.

[6] Тарханы у башкир  появились, в основном, в XVI в. после присоединения к Русскому государству. С переходом политической власти к московскому правительству бии   лишились большей части привилегий. В племенах вместо биев стали править старшины. Однако царское правительство не хотело терять в лице башкирских биев надежной социальной опоры во вновь присоединенном крае. Башкирские бии и их потомки стали получать грамоты на тарханство, которое освобождало их от уплаты ясака, давало большие привилегии во владении землей и ряд других преимуществ. Постепенно это стало традицией. В XVIIXVIII вв. было немало случаев,  когда  башкиры требовали от царского правительства тарханные грамоты, ссылаясь на то, что они потомки биев. Тугмат, сын Каръяу, был, видимо, одним из первых усерганцев. получивших тарханство. Обращает внимание и то обстоятельство, что Сарыбаш, прапрапрадед Тугмата, является последним из биев в генеалогической таблице. Вероятно, при нем или при его сыне Байгуже произошло присоединение усерганцев  к Русскому  государству.

[7] Катай — башкирское племя, занимавшее территорию по северным от рогам   южноуральского хребта. Катайцы занимали горно-лесные районы, и поэтому скотоводство у них было развито сравнительно слабо. Вообще катайцы известны в прошлом среди башкир, как народ бедный, отсталый. Катайцы часто нанимались к   богатым кочевникам степных районов. Об одном из таких случаев и рассказывает, видимо, шежере.

[8] Богатства Кужанака, конечно, преувеличены. Но еще в XIX в. были феодалы-кочевники, имеющие  более 3-4 тысяч голов  скота.

[9] Заключительная часть шежере они описывает родословную усерганских феодалов в XVIIIXIX вв. В этом отношении судьба сыновей башкирской знати весьма   показательна. Они офицеры, муллы, администраторы, представители власти.



Используются технологии uCoz